Решение по гражданскому делу

Дело № 3а-59/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2018 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе председательствующего

судьи Луковкиной Е.О.,

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

с участием прокурора Гурьевой Е.А.,

а также представителей административного истца - Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов Козловой Л.Е., Слободенюка В.Б., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика – Губернатора Ивановской области Маленкиной В.Ю., представителя заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Быкадоровой О.В., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов о признании недействующим в части Указа врио Губернатора Ивановской области от 30 июля 2018 года № 81-уг «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01 августа 2018 по 01 августа 2019, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения»,

УСТАНОВИЛ:

Указом врио Губернатора Ивановской области от 30 июля 2018 года № 81-уг утверждены лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01 августа 2018 года по 01 августа 2019 года, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Пунктом 1 упомянутого Указа утверждены лимит и квоты добычи на территории Ивановской области на период с 1 августа 2018 года по 1 августа 2019 года, в том числе следующих видов охотничьих ресурсов: барсука (приложение 1); бурого медведя (приложение 2); лося (приложение 6).

Указанное решение было опубликовано в Ивановской газете № 61 от

03.08.2018 года, в «Собрание законодательства Ивановской области» 07.08.2018 N 30(899), на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru 30.07.2018 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.07.2018 года.

Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов (далее – Организация) обратилась в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом уточнения требований в силу положений статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) просит признать недействующими строки 35 приложений № 1, 2 и 6 к Указу врио Губернатора Ивановской области от 30 июля 2018 года № 81-уг «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01 августа 2018 по 01 августа 2019, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения», в той мере, в какой не установлены для административного истца квоты на добычу барсука, бурого медведя и лося, в связи с противоречием оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, а именно пунктам 7, 9.4, 9.5, 9.6 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений (далее – Порядка), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) от 29 июня 2010 года № 228.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с долгосрочной лицензией от 18.12.2001 года № 1854 и договором о предоставлении территорий охотничьих угодий, необходимых для ведения охотхозяйства от 10.02.2016 года № 2-с Организация имеет право пользования объектами животного мира, в том числе осуществлять охоту. Административный истец обращался с заявлениями в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – Департамент) о заключении охотхозяйственного соглашения, однако в этом было отказано. Решением Фрунзенского районного суда Ивановской области от 16 февраля 2018 года признан незаконным отказ Департамента в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженный в письме от 05 октября 2017 года, и возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления административного истца. Организацией в установленный законом срок подана заявка на установление квоты на добычу упомянутых охотничьих ресурсов, сведения о их численности, которые приняты к рассмотрению. В нарушение п. 7 Порядка, оспариваемый нормативный правовой акт не установил квоту для Организации на добычу барсука, бурого медведя и лося. Кроме того, полагают, что в нарушение п.п. 9.4, 9.5, 9.6 Порядка, утвержденная редакция оспариваемого нормативного правового акта не получила положительного заключения государственной экологической экспертизы, не была предметом обсуждения на общественных слушаниях, установленный лимит добычи не согласовывался с Минприроды, что, по мнению административного истца, свидетельствует о нарушении процедуры его принятия и о незаконности указанного нормативного правового акта.

В судебном заседании представитель административного истца – председатель Организации Козлова Л.Е. поддержала заявленные административные исковые требования и доводы, указанные в административном иске. Дополнила, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит также пункту 5 Порядка, предусматривающему возможность организации, имеющей лицензию на право пользования животным миром, подать заявку на установление квоты в меньшем размере, чем рассчитано по нормативам допустимого изъятия. Кроме того, указанный акт нарушает права членов Организации, поскольку лишает право на добычу охотничьих ресурсов – барсука, бурого медведя, лося в установленные сроки охоты до 31 октября (на барсука), до 30 ноября (на бурого медведя) и до 31 декабря (на лося); ранее им устанавливались квоты на добычу; у Организации имеется намерение заключить охотхозяйственное соглашение, но в этом Департаментом чинятся препятствия, в связи с чем в настоящее время обратились в суд с иском о понуждении к заключению этого соглашения.

Представитель административного истца Слободенюк В.Б. в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, отраженные в административном исковом заявлении, заявлении об изменении основания иска (т.1 л.д.170-175), возражениях на отзыв Департамента (т.3 л.д.1-4). Пояснил о том, что утвержденный оспариваемый правовой акт не проходил предусмотренные Порядком процедуры; о нарушении прав Организации на осуществление уставных видов деятельности; о наличии права административного истца на установление квоты с учетом имеющейся лицензии на пользование животным миром и договора; об отсутствии у Организации возможности заключить охотхозяйственное соглашение по независящим от нее обстоятельствам.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Маленкина В.Ю. не признала заявленные административные исковые требований, изложив позицию в письменных возражениях (т.3 л.д. 9-14), пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции, с соблюдением установленной процедуры и формы, порядка введения его в действие, в соответствии с требованиями законодательства, имеющего большую юридическую силу и прав административного истца не нарушает.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Быкадорова О.В. поддержала позицию административного ответчика, сославшись на доводы письменных возражений (т.2 л.д.184-190).

Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, приходит к следующим выводам.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регулируется Главой 21 КАС РФ.

В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пунктам "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить таким федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.

Согласно части 3 статьи 24 этого Федерального закона и пункту 13 Порядка лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

В силу положений статей 42, 58 Устава Ивановской области, Губернатор Ивановской области является Председателем Правительства Ивановской области - высшего исполнительного органа государственной власти Ивановской области.

Губернатор Ивановской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Ивановской области издает акты, имеющие нормативный характер (указы) (ст. 71 Устава Ивановской области), порядок официального опубликования которых определяется законом Ивановской области.

На основании части 1.1 статьи 2 Закона Ивановской области «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации» от 23 ноября 1994 года № 27-ОЗ официальным опубликованием указов Губернатора Ивановской области является первое размещение их полных текстов на официальном сайте Правительства Ивановской области www.ivanovoobl.ru.

В соответствии со ст. 6 Устава Ивановской области, Указы Губернатора Ивановской области, требующие официального опубликования, вступают в силу после их официального опубликования.

Оспариваемый в части Указ Губернатора был официально опубликован в порядке, установленном указанным областным законом, 30 июля 2018 года, что подтверждается сведениями, находящимися в общем доступе, и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом – врио Губернатора Ивановской области в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий, с соблюдением требований к его форме, а также правил введения его в действие.

В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, Перечнем видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, утвержденным приказом Минприроды России от 17 мая 2010 года N 164, пунктами 3, 13 Порядка, не позднее 1 августа 2018 года Губернатор Ивановской области обязан был утвердить лимит добычи на территории Ивановской области и квоты добычи в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья и в отношении общедоступных охотничьих угодий на период с 1 августа 2018 года по 1 августа 2019 года, в том числе в отношении следующих видов охотничьих ресурсов – барсука, бурого медведя, лося (по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Минприроды России).

Процедура подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений, а также требования к содержанию документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов детально регламентированы приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года N 228, утвердившим Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов.

В соответствии с пунктом 9 Порядка для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации: до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи; определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях; до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу; после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня направляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (далее - проект), с приложением пояснительной записки, содержащей оценку качества проведенных учетных работ в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, и в целом по субъекту Российской Федерации, описание погодных условий в период проведения учетных работ, информацию о незаконной добыче и гибели охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, за предыдущий год.

Проект должен содержать для каждого вида охотничьих ресурсов следующие сведения: численность в текущем году и за два предыдущих года; установленный лимит добычи охотничьего ресурса за два предыдущих года; освоение лимита за два предыдущих года, выраженное в процентах; устанавливаемый лимит добычи, в том числе взрослых особей и особей в возрасте до 1 года; устанавливаемые квоты добычи для охотничьих угодий и объемы добычи для территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями.

В силу предписании пункта 12 Порядка уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 31 июля представить для утверждения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проект документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации.

В силу положений статьи 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира.

Согласно пункта 1.1 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2014 года № 565-п, указанный орган является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, природопользования, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов на территории Ивановской области в пределах установленных полномочий.

Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов, зарегистрированная в качестве юридического лица (т.1 л.д. 10-19, 117, 120), является добровольным, некоммерческим корпоративным объединением, к видам деятельности которой относятся осуществление охоты, рыболовства и иных видов пользования объектами животного мира (ст. 1 и 3 Устава Организации).

18 декабря 2001 года Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов выдана долгосрочная лицензия серия ХХ № 1854 на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, со сроком действия с 23 октября 2001 года до 01 марта 2022 года (т.1 л.д. 32).

10 февраля 2016 года Правительством Ивановской области и Организацией заключен договор о предоставлении в пользование территории охотничьих угодий общей площадью 449370,6 га в границах, определенных в приложении к данному договору, в силу чего Организация получает право пользования животным миром в отношении охотничьих угодий и обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитании и создание охотничьей инфраструктуры на предоставленной в соответствии с договором территории (т.1 л.д. 20-31).

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, 28 марта 2018 года Организацией были представлены в Департамент: информация о численности охотничьих ресурсов, а также заявка на установление квоты добычи барсука, бурого медведя, лося на период охоты с 01 августа 2018 года по 01 августа 2019 года (т. 1 л.д. 86-107), которая впоследствии (09 апреля 2018 года) была скорректирована - заявлено об установлении квоты на добычу 2 особей барсука, 3 особи медведя и 73 особей лося (т.1 л.д. 108-109).

18 апреля 2018 года Департаментом подготовлены Проект лимита добычи охотничьих ресурсов в Ивановской области на период с 01 августа 2018 года по 01 августа 2019 года, в том числе барсука, бурого медведя и лося, исчисленный с учетом нормативов допустимого изъятия; материалы, обосновывающие указанный лимит и квоты на добычу охотничьих ресурсов, а также материалы оценки воздействия на окружающую среду данного вида деятельности (т.2 л.д. 23- 144), содержащие сведения, предусмотренные п. 9 Порядка, и данные о заявке административного истца, возможность ее удовлетворения, исходя из численности охотничьих ресурсов, норматива допустимого изъятия по всем видам рассматриваемых охотничьих ресурсов.

В указанных материалах отражено, что рассмотрение заявки административного истца связано с наличием на рассмотрении Фрунзенского районного суда города Иваново административного дела №2а-486/2018 года, в связи с чем обоснована возможность установления квоты на добычу охотничьих ресурсов на рассматриваемый период для Организации с даты заключения охотхозяйственного соглашения (т.2 л.д.43-44).

На основании указанных материалов подготовлен проект Указа врио Губернатора Ивановской области «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01 августа 2018 по 01 августа 2019, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения», где в строках 35 приложений № 1, 2 и 6 отражены квоты на добычу барсука, бурого медведя и лося для административного истца на рассматриваемый период, при этом указана ссылка о том, что действие данной строки начинается с даты заключения охотхозяйственного соглашения.

В соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», нормами Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 года № 174-ФЗ, проведены 26 апреля 2018 года общественные обсуждения упомянутого проекта Указа и иных материалов об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной или иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, где присутствовал представитель административного истца, замечаний от которого не поступило (т.2 л.д. 145-148).

Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 3 мая 2018 года № 249-од был утвержден состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по объекту – материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период с 1 августа 2018 года по 1 августа 2019 года, с проектом указа Губернатора Ивановской области "Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2018 по 01.08.2019, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» и установлен двухмесячный срок для проведения экспертизы.

Департаментом на рассмотрение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы были представлены: материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи указанных ресурсов, проект упомянутого Указа врио Губернатора Ивановской области, материалы оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельностью (последствия освоении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов).

Кроме того, экспертной комиссией дополнительно рассмотрены материалы проведенных общественных обсуждений, мониторинг численности охотничьих ресурсов по состоянию на 1 апреля 2018 года, справочные материалы, расчетные таблицы заявок от пользователей охотничьих угодий

Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по указанному объекту было утверждено приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 4 июня 2018 года № 314-од и содержит выводы о том, что материалы объекта государственной экологической экспертизы соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и материалам, представленным в качестве обоснования.

После получения заключения государственной экологической экспертизы проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области был направлен 7 июня 2018 года в Минприроды России на согласование.

Лимит добычи, в том числе лося, на территории Ивановской области на период с 1 августа 2018 года по 1 августа 2019 года был согласован письмом Минприроды России от 23 июля 2018 года N 04-16-29/19304.

В соответствии с положениями Указа Губернатора Ивановской области от 16 января 2013 года № 5-уг «О регламенте Правительства Ивановской области» проект оспариваемого Указа направлялся для согласования должностным лицам Правительства Ивановской области, пользователям охотничьих угодий (п. 6.5.), которыми был согласован, за исключением административного истца. В своем письме от 09 июля 2018 года № 95 председатель Организации отмечала, что подобное согласование не предусмотрено законодательством РФ, настаивала на исключении имеющейся сноски в части периода действия предусмотренной квоты, то есть с момента заключения охотхозяйственного соглашения (т.2 л.д. 164-183).

Указанный проект оспариваемого нормативного правового акта направлялся в прокуратуру Ивановской области и Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, где обращено внимание о противоречии предложенного проекта требованиям части 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ в части установления квоты добычи охотничьих ресурсов организациям, не заключившим охотхозяйственные соглашения, в частности Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов (т.2 л.д.160-161).

Как следует из объяснений представителей административного ответчика и заинтересованного лица проект оспариваемого правового акта был доработан с учетом указанных замечаний.

30 июля 2018 года временно исполняющим обязанности Губернатора Ивановской области принят Указ № 81-уг «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2018 по 01.08.2019, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения».

Пунктом 1 Указа утверждены лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2018 по 01.08.2019, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в частности барсука (приложение № 1), бурого медведя (Приложение № 2), лося (приложение № 6). Указанным правовым актом для Организации установлены 0 квоты на добычу барсука, бурого медведя и лося (строки 35 вышеупомянутых приложений).

Доводы представителей административного истца о нарушении предусмотренной процедуры принятия оспариваемого правового акта, являются несостоятельными, исходя из следующего.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что принятию оспариваемого нормативного правового акта предшествовала установленная законом процедура, в частности сбор заявок, определение проекта лимита, проведение государственной экологической экспертизы, предоставившей положительное заключение, согласование с Минприроды, осуществление общественных обсуждений и согласование с заинтересованными лицами.

Предложенная редакция проекта оспариваемого нормативного акта, предполагающая установление квоты добычи охотничьих ресурсов для административного истца с момента заключения охотхозяйственного соглашения, допускала возможность не установления данной квоты в случае не соблюдения указанного условия (не заключения охотхозяйственного соглашения). Определение в проекте оспариваемого нормативного правового акта такой квоты для административного истца было связано исключительно с наличием в данный период на разрешении Фрунзенского районного суда города Иваново административного дела, где Организацией обжаловался отказ Департамента в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженный в письме от 5 октября 2017 года, а также были заявлены требования о возложении обязанности по заключению охотхозяйственного соглашения.

Вместе с тем, на момент издания оспариваемого правового акта имеющийся спор был разрешен; решением Фрунзенского районного суда города Иваново от 16 февраля 2018 года, вступившим в законную силу 3 июля 2018 года (т.1 л.д. 71-85), заявленные административные исковые требования Организации удовлетворены частично; отказ Департамента от 05 октября 2017 года признан незаконным, возложена обязанность по повторному рассмотрению обращения административного истца.

Доводы представителей административного истца о необходимости проведения повторных процедур, предусмотренных п.9 Порядка, при утверждении Организации квоты «0» на добычу барсука, бурого медведя и лося, основаны на неверном трактовании правовых норм.

Кроме того, вышеприведенные нормы федерального законодательства предусматривают ограниченные, пресекательные сроки подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации по всем видам охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи - 31 июля текущего года, и сроки утверждения указанного лимита высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации - 1 августа текущего года, при отсутствии установленной законодательством возможности их продления.

Учитывая, что принятию оспариваемого Указа врио Губернатора Ивановской области № 81-уг от 30 июля 2018 года предшествовала установленная законом процедура, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением требований законодательства к процедуре и порядку его принятия.

В судебном заседании представители административного истца, обосновывая нарушение своих прав и законных интересов, настаивали о наличии у Организации права на установлении квоты на добычу охотничьих ресурсов в оспариваемом нормативном правовом акте.

С учетом изложенных обстоятельств, положений ч.1 ст.208 КАС РФ, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт регулирует общественные отношения в области охоты, суд считает, что административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ).

Аналогичные правовые нормы изложены в пункте 4, абзаце 1 пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228.

В силу положений пункта 7 Порядка квота добычи охотничьих ресурсов не устанавливается: при отсутствии заявки; в случае отсутствия данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодиях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов; в случае, при котором установление квоты добычи приводит к результате менее чем 1 особь.

Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемым нормативным правовым актом Организации не была установлена квота добычи охотничьих ресурсов: барсука, бурого медведя и лося, на период с 1 августа 2018 года по 1 августа 2019 года.

Из объяснений представителей административного ответчика и заинтересованного лица видно, что не установление административному истцу квоты на добычу упомянутых охотничьих ресурсов связано исключительно с отсутствием заключенного охотхозяйственного соглашения, наличие которого является обязательным исходя из вышеприведенных правовых норм.

Судом установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что у Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов отсутствует охотхозяйственное соглашение; не было оно заключено как на момент подачи заявки на установление квоты, так и на момент издания оспариваемого нормативного правового акта.

Суд разделяет позицию представителей административного ответчика, заинтересованного лица, прокурора о том, что отсутствие охотхозяйственного соглашения является препятствием для установления квоты добычи охотничьих ресурсов по заявке Организации на период с 01.08.2018 года по 01.08.2019 года в отношении охотничьего угодья, находящегося в пользовании этого юридического лица, поскольку часть 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ содержит императивные требования об определении квоты добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Эти правовые нормы не содержат каких-либо оговорок о возможности установлении квоты добычи охотничьих ресурсов по заявкам юридических лиц, у которых право пользования объектами животного мира возникло до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что правовые основания для установления в оспариваемом нормативном правовом акте квоты добычи охотничьих ресурсов для охотничьего угодья, находящегося в пользовании Организации, отсутствовали.

Утверждения представителей Организации о противоречии оспариваемого нормативного правового акта требованиям пункта 7 Порядка, основаны на неверном трактовании правовых норм, поскольку в силу положений частей 9, 11 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ и пункта 4, абзаца 1 пункта 5 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года N 228, право на подачу такой заявки возникает лишь у организации, заключившей охотхозяйственное соглашение. Вместе с тем, указанное соглашение на момент издания оспариваемого нормативного правового акта с административным истцом не заключено, тем самым отсутствовала заявка уполномоченного лица.

Само по себе рассмотрение заявки Организации при подготовке проекта оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствует о незаконности обжалуемого Указа врио Губернатора Ивановской области, поскольку это обусловлено лишь наличием в данный период на рассмотрении суда административного спора, возбужденного по административному иску Организации.

Доводы представителей административного истца о наличии права Организации на установление квоты при отсутствии заключенного охотхозяйственного соглашения, на основании лишь долгосрочной лицензии и договора о предоставлении в пользовании территории охотничьих угодий, суд отклоняет, исходя из следующего.

Статьей 34 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» определены виды и способы пользования животным миром, которые включают в себя не только охоту.

В силу положений части 1 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных

лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до

дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, сохраняется

до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Вместе с тем часть 3 статьи 71 вышеуказанного Федерального закона предусматривает право на заключение охотохозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона, если право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих

ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.09.2009 года).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья (часть 5 статьи 71 упомянутого Федерального закона).

Из системного анализа приведенных положений законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов следует, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона "О животном мире", со дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. В последнем случае они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий.

Наделение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование животным миром на основании долгосрочных лицензий, правом заключать охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона может также рассматриваться и как свидетельствующее о намерении федерального законодателя предусмотреть для таких охотпользователей - исходя из презумпции их добросовестности - льготный порядок получения (продления) прав на данный вид природопользования, направленный на стимулирование их заинтересованности в устойчивом использовании, воспроизводстве и охране объектов животного мира и иных природных ресурсов.

В этом контексте предусмотренное частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключение из общего правила об обязательном проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, касающееся охотпользователей, действующих на основании долгосрочных лицензий, с точки зрения преследуемых целей отвечает критериям равенства, соразмерности и справедливости (пункты 4.1, 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 года № 17-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации).


Необходимость заключения охотхозяйственных соглашений обусловлена привлечением инвестиций в охотничье хозяйство для наиболее рационального использования, сохранения, восполнения охотничьих ресурсов, объектов животного мира (часть 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ).

По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 вышеуказанного Федерального Закона).

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных правовых норм и правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, наличие долгосрочных лицензий, полученных до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, их получивших, от надлежащего оформления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с новыми требованиями закона, а только предоставляет определенные законом льготы при оформлении охотхозяйственных соглашений, а именно: данные соглашения заключаются с ними без проведения аукциона.

Вместе с тем, квота добычи охотничьих ресурсов определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения на основании указанного федерального закона, в не зависимости от времени получения такими лицами долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира. В свою очередь указанное соглашение является безусловным основанием для предоставления лицу, его заключившему, квоты добычи охотничьих ресурсов.

Позицию представителей Организации о возможности подачи заявки в силу положений абзаца 4 пункта 5 Порядка, предусматривающего право юридического лица, имеющего долгосрочную лицензию на право пользования животным миром, подать заявку на установление квоты, суд полагает необоснованной, поскольку в силу предписаний части 2 статьи 15 КАС РФ руководствуется нормами Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2009 года «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрена подача такой заявки исключительно при наличии заключенного охотхозяйственного соглашения.

Суд полагает несостоятельной ссылку Организации об утверждении квоты в предыдущие охотничьи сезоны, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.

Доводы представителей административного истца о наличии препятствий в заключении охотхозяйственного соглашения и доказательства в их подтверждение, свидетельствуют о наличии самостоятельного гражданско-правового спора по этому вопросу, в том числе относительно порядка и условий заключения охотхозяйственного соглашения. Указанные обстоятельства не относятся к юридически значимым, выходят за рамки предмета доказывания, предусмотренного положениями ч.8 статьи 213 КАС РФ, и вследствие этого доказыванию и оценке по данному делу не подлежат.

Кроме того, в настоящее время административный истец уже реализовал свое право, подав иск в порядке гражданского судопроизводства о понуждении Департамента к заключению охотхозяйственного соглашения, которое находится в стадии рассмотрения. Однако, на момент издания оспариваемого правового акта оно не было заключено.

Утверждения представителей административного истца о наличии права Организации на установление квот, исходя из положений Правил охоты и Порядка оформлении и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденных приказами Минприроды России, суд полагает необоснованными, поскольку данные правовые акты не регулируют порядок установления лимита и квот на добычу охотничьих ресурсов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для признания оспариваемого в части нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый в части Указ врио Губернатора Ивановской области принят с соблюдением процедуры и полномочий принявшего его органа, а также требований к его форме, содержанию и официальному опубликованию, несоответствие в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, данный нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов административного истца, то заявленные требования о признании его недействующим не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов о признании недействующим в части Указа врио Губернатора Ивановской области от 30 июля 2018 года № 81-уг «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01 августа 2018 по 01 августа 2019, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Луковкина Е.О.

Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2018 года.

Судья Луковкина Е.О.



 
Версия 4.0.1.66